Новый аэропорт İstanbul Havalimani — IST очень большой, как по размерам, так и по количеству туристов, которых он способен обслужить. Не буду описывать весь аэропорт, это не всем нужно, расскажу о том, как проходит стыковка на международных рейсах. Раньше основным аэропортом был аэропорт имени Ататюрка, но теперь он закрыт и все рейсы летят через новый аэропорт Стамбула
При покупке билета (перелёта) авиакомпания предлагает разные варианты стыковок по времени: от 1 часа до суток и более, в зависимости от регулярности и загруженности рейсов и направления. Предлагая такой вариант, авиакомпания как бы гарантирует, что пассажир успеет перейти с одного самолёта на другой, и его багаж будет перегружен за это время.
Но есть небольшое НО — это размеры аэропорта и расстояния. Многие переживают, и не напрасно, успеют ли они на свой следующий рейс, если стыковка короткая. Расскажу о своём опыте и опыте наших друзей.
Изначально ситуация, когда рейс не опаздывает и летит по расписанию.
При вылете из начальной точки путешествия при регистрации на рейс, вы сдаёте багаж, на который прикрепляют бирку «транзитный» и вам выдают сразу 2 посадочных талона на весь перелёт, но на втором посадочном не указывается терминал и номер выхода аэропорта Стамбула (он становится известен когда вы в полёте).
Узнать номер терминала можно перед посадкой в Стамбуле на мониторе своей мультимедиа системы в салоне самолёта или можно спросить у бортпроводников. Напишите его (номер терминала) ручкой на посадочном билете или запомните.
После приземления и рулёжки пассажиры входят в здание аэропорта и попадают в длинный коридор (смотрите на указатели, особенно если у вас короткая стыковка — час и менее до вылета). Вам нужен указатель «Short Connection International».
Если увидели этот указатель, то направляйтесь туда, и по короткому пути попадёте в зону вылета. Возможно Вас (и тех, кто летит с такой же стыковкой) будут встречать представители авиакомпании и проводят к нужному терминалу. Но если Вы этот указатель не увидели, то пора «брать себя в руки и бежать». Бежать в прямом смысле этого слова по указателям «Transfers»
а затем по указателям «International Transfers».
Бежать придётся до пункта досмотра, а они работают не все, возможно забег будет длинным, минут на 10.
Увидев работающий пункт досмотра, если очередь на досмотр большая, покажите посадочные талоны сотрудникам службы безопасности, чтобы пройти досмотр без очереди. Фраза Short Connection и отчаянье в глазах Вам помогут пройти всё это быстро — минут за 5.
Не путайте пункт досмотра транзитных пассажиров с паспортным контролем: через паспортный контроль пассажиры выходят из чистой зоны, вам туда не надо!
Пройдя досмотр, вы попадаете в чистую зону вылета. Она огромна и многолюдна. Всё, что Вас интересует в первую очередь, это табло вылета. Находите на нём свой рейс, убеждаетесь, что терминал и номер выхода, который вы узнали в самолёте совпадает, и ищете указатели своего терминала, это будут буквы A, B, C, D, F со стрелочками, указывающими направление, куда нужно бежать (к сожалению, там не указано, сколько это занимает времени).
Направляйтесь туда. Попав в сам терминал, к буквам прибавятся и цифры, номера выходов: как правило, это диапазон типа D5-D17, т.е. все выходы с 5 по 17 в терминале D. Соответственно направляетесь туда.
Бежать может быть недалеко, если номер выхода в первой десятке, и далеко, если номер больше 20. В помощь вам будут траволаторы, которые ускоряют быстрый шаг до скорости бега, но там бывают очень медленные пассажиры, которые мешают, иногда быстрее пробежать мимо них без траволатора. Смотрите по обстоятельствам.
Вот Вы у цели: нашли свой выход, посмотрели на табло и убедились, что ваш рейс вылетает именно отсюда и можно расслабиться.
Теперь немного математики, за какое минимальное время пассажир успевает сделать пересадку в новом аэропорту Стамбула.
После посадки самолёт минут 10 катается по рулёжным дорожкам, еще минут 5 уходит на подготовку к выходу и выход бизнес класса или на проезд автобусов от самолёта до здания аэропорта. Получается 15-20 минут с момента посадки уже прошли, на забег от самолёта до пункта досмотра, и от пункта досмотра до выхода на посадку уйдёт ещё 20-30 минут, в зависимости от расстояний и вашей скорости. На сам досмотр ещё минут 5, если нет очереди или вы прошли без очереди. Итого 40 минут это минимальное время: если самолёты не опаздывают, вы ходите быстро, очереди на досмотр нет. Реально ли успеть на пересадку за час времени? Реально. Но это без захода в туалеты, попить кофе и покурить — только целеустремлённо двигаться.
Да, если Вам нужен магазин дьюти-фри, то рекомендую сначала найти свой выход, убедиться, что время в запасе ещё есть, и только тогда решать, посещать его или нет, они есть и в терминалах вылета, недалеко от гейтов, но ещё минут 10-15 на это потребуется.
Если Ваш самолёт опаздывает, а у вас короткая стыковка, что делать
- Обратиться к бортпроводникам, показать им посадочный талон на следующий рейс и, если опоздание не велико, то вам помогут, встретят и проводят до выхода на посадку или даже отвезут на автомобиле прямо к самолёту. Правда багаж может не успеть вместе с вами, но его доставят на адрес, который вы укажите в течение суток, бесплатно.
- Если опаздываете сильно и явно не успеваете на свой рейс, то переживать вообще не стоит, вас встретят при входе в здание аэропорта (как только вы выйдете из автобуса), выдадут новый посадочный талон на следующий рейс, а если до него очень много времени, то предоставят бесплатное питание или даже трансфер с проживанием в гостинице города с питанием в Стамбуле. Авиакомпания сделает всё самостоятельно без криков и угроз. Именно за это и выбирают Turkish-Airlines, за их заботу о пассажирах.
Я предпочитаю стыковки около 3 часов. Это позволяет без суеты и забегов, спокойно пройти весь маршрут, зайти в кофейню, погулять по магазинчикам, подключиться к бесплатному WiFi аэропорта Стамбула и написать всем родным и друзьям сообщения. Пара лишних часов не сильно удлиняет дорогу, но сильно бережёт нервы.