Шаббат, шалом! Суббота, здравствуй! Этими словами каждый еврей встречает седьмой день недели – день, когда запрещена любая работа.
Эта традиция в Израиле вызывает у нас массу самых различных чувств: удивление, восхищение, непонимание, принятие. Я расскажу, как ярко это проявляется в Иерусалиме.
Шабба́т (ивр. שַׁבָּת (шаба́т, ша́бос), идиш שבת (ша́бэс, шо́бэс) от шабат — «покоился, прекратил деятельность»), в иудаизме — седьмой день недели суббота, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
Так как Иерусалим является столицей Израиля, то в городе большая плотность населения и очень много шума и суеты. Все куда-то идут, едут, бегут по своим делам. И даже в ночное время движение не прекращается. На центральных улицах столицы жизнь бурлит круглосуточно. Так как в стране отличная погода (например, во второй половине октября на улице утром и днем около 23 – 25 градусов и чаще всего солнечно), то и настроение у всех соответствующее. Город живет активной жизнью.
А потом наступает пятница 15:00. За какие-то полчаса происходит полная метаморфоза. На улицах воцаряется тишина, машины, автобусы и трамваи останавливаются, все магазины, офисы, рестораны, рынки закрываются. С заходом солнца, около 18 часов, начинается шаббат. Длится шаббат до заката солнца в субботу. В это время по религиозным традициям нельзя работать. Вообще нельзя работать. Для нас, прозападных и суетливых жителей планеты, которые привыкли работать семь дней в неделю, такое поведение в первый момент озадачивает.
Представьте ситуацию: в России в большом городе с 15 часов пятницы не работает ничего. Мы же сразу не будем знать, что делать и чем себя занять. Специальное уточнение для офисных сотрудников – кафе и рестораны тоже не работают. У нас же сразу паника начнется. А здесь все это происходит очень гармонично.
На улицах города воцаряется тишина и умиротворение. Это время для общения с Богом и с самим собой. На самом деле, это очень и очень разумное решение. Нам всегда необходимо время, чтобы остановиться, проанализировать свои действия и заглянуть в себя. Возможно ортодоксальные евреи именно по этой причине такие спокойные и умиротворенные, потому что один день в неделю они посвящают молитвам, размышлениям и общению с Богом и с собой.
Но так как в Израиле есть и светские евреи, которые далеки от религии, не соблюдают религиозные законы, то с одной стороны эти люди уже привыкли к тому, что один день в неделю выходной, но с другой стороны некоторые из них работают именно в этот день. Например, так как в шабатт не работает общественный транспорт, то на улицах появляется очень много таксистов, которые готовы отвезти вас куда угодно, но по двойному тарифу.
Так же на весь Иерусалим работает несколько маленьких магазинчиков и кафе, которые удивительным образом еще не закиданы камнями. Религиозные евреи очень ревностно относятся к своим традициям и делают все возможное, чтобы не допустить изменения мировоззрения жителей. Поэтому хотя светские евреи и готовы работать в шабатт, но открыть магазин или кафе очень сложно.
Я рассказала только об общем восприятии шабатта, которое можно увидеть на улицах города. Если же у вас есть знакомые в Израиле, то попросите их рассказать обо всех традициях и правилах поведения в шабатт религиозных евреев. Не хочется подробно рассказывать о тех тонкостях, которые существуют в религиозных семьях. Все-таки это немного интимный вопрос, в который мы не будет погружаться на страницах сайта. Но поверьте, это просто уникальные традиции, которые вызывают восхищение и некоторый трепет.